Негатив – признак личностного роста?
Недавно в журнале Psychological Science была опубликована статья специалистов из Корнеллского и Чикагского университетов (США), которые пришли к выводу, что в некоторых ситуациях негативные эмоции могут свидетельствовать о личностном росте.
Исследователи провели пять экспериментов с участием более двух тысяч добровольцев. Суть опытов заключалась в том, что участники должны были обучаться неким новым навыкам. Например, когда они проходили мастер-класс по искусству импровизации, им предстояло выполнить упражнение под названием «Передай фокус».
Один из участников должен был двигаться по комнате в произвольном танце, тогда как остальные в это время должны были замереть на месте. В какой-то момент танцор передавал «фокус» кому-то другому, и уже этот другой начинал танцевать по комнате.
При этом перед началом эксперимента половине участников сказали, что его цель – заставить участников ощутить в процессе обучения неловкость и дискомфорт – мол, это признак того, что они достигли успехов. Второй половине просто выдали инструкции, но ничего такого не говорили.
Когда впоследствии ученые проанализировали видеозаписи экспериментов, выяснилось, что те, кого предупредили насчет дискомфорта, медлили с тем, чтобы «передать фокус», а также вели себя гораздо свободнее и раскованнее в процессе импровизации, по сравнению с теми, кто не получил такого предупреждения.
Авторы исследования считают, что это связано с мотивом: участники не боялись показаться смешными или странными, если знали, что это признак близости к цели.
Не получается? Делай дальше!
Как известно, некоторые люди опасаются выступать на публике, или играть на сцене, или говорить на иностранном языке. В ситуации, когда приходится это делать, они чувствуют себя смущенно и неуверенно.
Бывает, что ребенку в школе не дается какой-то предмет. Чтобы научиться музыке, сначала нужно целыми днями играть однообразные гаммы, и преподаватель будет делать тебе массу замечаний.
Получая отрицательные эмоции, ребенок может заявить, что больше не желает этим заниматься. И порой родители идут у него на поводу.
Но если воспринимать дискомфорт как символ позитива, того, что вы продвигаетесь к цели, то вы получите мотив, который сподвигнет вас продолжать двигаться в том же направлении.
С другой стороны, всегда ли эта цель вам нужна? Если идея учиться музыке принадлежит целиком родителям, а не ребенку, то зачем его «насиловать»? Другое дело, если сами Петя или Маша мечтают о карьере пианиста, например. Тогда надо довести до вашего чада мысль о том, что данная цель недостижима без упорного труда. Да, сначала будет трудно, но зато потом – переполненные концертные залы, аплодисменты, цветы…
Главное – мотив!
Если речь идет о взрослом человеке, то есть о вас, то, прежде чем выходить из зоны комфорта, следует задать себе вопрос: «А для чего мне это?»
Например, чтобы попасть на занятия в университет, я должна была вставать в половине седьмого утра (а иногда и раньше), и долго ехать в переполненном автобусе, а потом в метро с пересадкой. После занятий я допоздна сидела в библиотеке, а потом таким же макаром добиралась домой. По выходным я писала рефераты, которые задавали преподаватели. Я испытывала постоянный дискомфорт. Но при этом я понимала, что если хочу получить диплом и стать образованным человеком, то я должна через все это пройти.
Однако когда еще в подростковом возрасте я захотела научиться играть на гитаре, и преподаватель мне сказал, что придется долго учиться, желание сразу отпало.
В старших классах родители предложили мне записаться на интенсивный курс английского языка. На собеседовании сказали, что приходить на занятия надо будет почти каждый день, и в субботу тоже. После этого я как-то приуныла и даже обрадовалась, когда моей фамилии не оказалось в списке принятых. Видимо, мотивация была не такая сильная. Я вполне могла обойтись без умения играть на гитаре и без интенсивного английского, а вот без высшего образования – нет.
Поэтому, на мой взгляд, на вопрос, стоит ли покидать зону комфорта, нельзя ответить однозначно. Конечно, в детстве нам приходится постоянно ее покидать, так как без этого мы не можем ни обучаться, ни развиваться как личности. Но став взрослыми людьми, мы становимся свободны в своем выборе. Если ранние вставания и работа девочкой на побегушках приведут вас к желанной карьере, то этим стоит заниматься. Если же вы трудитесь в компании с шефом-самодуром, который постоянно к вам придирается, и вам совершенно неинтересно то, чем приходится заниматься, то лучше всего поискать другую вакансию. Никакой цели вы таким образом не достигнете, а зарплату можно получать и в ином месте. Нет внятного мотива, зачем все это терпеть – что ж, ищите более комфортные для себя варианты.
Удачи, и пусть ваша жизнь станет такой, какой вы ее хотите видеть!
похожие статьи