Вопрос самооценки, её реалистичности, адекватности и устойчивости — один из самых частых запросов во время терапии с психологом. Зачастую эти вопросы связаны с реализацией любви к самому себе, поиска того, каким образом научиться любить себя. Хотя, казалось бы, что может быть важнее, ведь мы у себя одни, но зачастую мы выбираем не себя, и готовы любить и поддерживать кого угодно, но только не себя.
Большое количество популярной психологической литературы посвящено именно этим вопросам. Мало того, тот или иной уровень самооценки превращается зачастую в оправдание собственного бездействия и переноса ответственности за свою жизнь на других.
Почему так происходит, и что же собой представляет самооценка?
Самооценка (англ. self-esteem) — самостоятельная, субьективная оценка себя.
Оценивая себя, человек может столкнуться с таким когнитивным искажением, как сверхобобщение. Подсознательное желание распространить какое-то субъективное представление о себе и своей личности в целом. Например, когда внутренние ощущения человека, потенциал, который он ощущает, расходятся с его фактическими достижениями, и потерпев какую-то одну, даже малейшую неудачу, человек начинает приписывать себе черты "неудачника".
Поэтому важно отследить, что и как я в себе оцениваю.
То из чего складывается целостный образ:
• Свои качества – достоинства и недостатки;
Насколько реалистичны мои представления о себе? Знаю ли я свои достоинства и недостатки, принимаю ли свои личные качества? Если нет, готовы ли вы над собой работать?
• Свои возможности – что могу, чего не могу;
Удаётся ли вам находить баланс возможностей? Сталкиваетесь ли вы с ситуацией завышенных ожиданий от самого себя, а может быть наоборот считаете, что лучше что можете сделать – это бездействовать?
• Своё место среди других людей, важность своей личности;
Каким образом вы ощущаете важность и нужность? Есть ли определённая роль, которую вы выполняете в группе. Когда действуете, то руководствуетесь своими решениями или же мнением других людей?
• Своё поведение, поступки;
Как воспринимаете свои действия и поступки? Какие чувства отмечаете в процессе?
• Свою внешность и материальное положение.
Насколько вам удаётся принимать себя, своё тело, свой уникальный образ. Присутствует ли в вас гонка за успехом, финансовым благополучием, статусом.
✅ С самооценкой можно и нужно работать.
Первоначально оценивание себя строится на качествах, на которые делают акцент в детстве родители. Т.е. роль родителей здесь первична. То, на каких достоинствах и недостатках своего ребёнка они фокусируются. За какое поведение ругают, а за какое хвалят и т.д.
Затем к влиянию родителей добавляется оценка способностей от преподавателей, в школьный период. И конечно же, постепенно выстраиваются отношения со сверстниками.
Позже наступает период, когда человек может соотнести, насколько мнение других соотносится с его мнением о себе. Иногда же появляется стремление нравиться другим, быть хорошим для других, добиваться расположения и т.д. И мысль: «Что подумают обо мне другие?» — становится самой важной и первичной.
На что влияет самооценка?
Самооценка влияет на:
• взаимоотношения личности с окружающими;
• на достижение поставленных целей;
• на профессиональную сферу человека;
• критичность, требовательность к себе;
• эффективность деятельности человека, способности концентрироваться на обучении;
• на результаты интеллектуальной деятельности;
• на развитие личности в целом;
☑️ Умение реалистично оценивать себя необходимо для проживания здоровой и счастливой жизни.
Самооценка бывает:
⦁ Адекватная
Адекватная самооценка – это реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, своих качеств и поступков.
⦁ Неадекватная
⬇️ Заниженная
⬆️ Завышенная
Ниже приведены основные характеристики разных видов самооценки.
Чрезмерно низкая, неадекватная самооценка тормозит человека, не даёт развиваться. Потому как с такой самооценкой человек всячески избегает риска, сложных задач, и, к сожалению, выбирает путь наименьшего сопротивления, боясь раскрыться в полной мере.
Выделяют наиболее распространённые причины заниженной самооценки:
⦁ Некорректное воспитание в семье (авторитарные, контролирующие или же холодные, безразличные родители);
⦁ Частые неудачи в детстве и школьном возрасте (насмешки, замечания, буллинг, травля);
⦁ Нездоровое, деструктивное социальное окружение;
⦁ Дефекты внешности и здоровья, влияние социума и навязывание необъективных стандартов красоты;
⦁ Отсутствие понимания своих сильных сторон, отсутствие ясных целей в жизни.
Важно понимать, что выделение причин нужно не для того, чтобы обвинить кого-то в своей заниженной самооценке. А для того чтобы, признав факт сильного влияния разного рода причин, возможно было бы выделить основной запрос в работе со специалистом или же для самостоятельной работы с собой.
✔️ Ключевое — это принятие взрослой и ответственной позиции за себя и за свою самооценку.
Завышенной самооценкой человек может маскировать низкую самоценность для себя самого.
Не существует плохой или хорошей самооценки. Есть те особенности, качества, которые проявляются индивидуально в каждом из нас.
Для работы с собой, можно использовать следующее упражнение:
Самооценка опирается на наши сильные и слабые стороны.
Сильные стороны — это то, что вы в себе цените, принимаете, что даёт вам уверенность.
Слабые стороны — это то, что доставляет вам дискомфорт, заставляет страдать, лишает энергии и ресурса.
Иногда мы сами не знаем или не замечаем своих сильных и слабых сторон, многим людям сложно посмотреть на себя со стороны, не оценивая.
Давайте попробуем выявить свои сильные стороны!
*Упражнение может не получиться с первого раза, дайте себе время и обдумайте каждый пункт. Подобный самоанализ очень полезен, записывая, вы сможете потом проанализировать свои же изменения, отследить, есть ли прогресс.
Уверенность и самооценка — величины непостоянные. Они меняются в зависимости от места, времени, влияния окружения, от того, что вы делаете, и насколько подвержены чужому мнению.
Человек сам может изменить свою самооценку, это субъективная величина.
Не всем и не всегда стоит повышать свою самооценку, лучше работать с отдельными свойствами личности.
Принять себя полностью ≠ сложить ручки и ничего не делать, никак не пытаясь развиваться дальше, а идти к лучшей версии себя, полюбить то, что в вас есть и работать с этим из любви.
Для кого-то это значило бы, что нужно перестать сравнивать себя с другими. Для другого человека важным было бы прекратить постоянно прибегать к негативным установкам, ругать и критиковать себя за ошибки, недостатки и неудачи. Наши ошибки и неудачи — это опыт, он необходим нам для выживания.
Адекватная самооценка формируется из совокупности факторов. В этом вам помогут следующие шаги:
✔️ По возможности минимизируйте общение с людьми, которые принижают ваши достижения и человеческие качества, крадут у вас энергию и силы. Ответственно выбирайте своё окружение и общайтесь с теми людьми, которые вдохновляют на движение вперёд;
✔️ Принимая критику других людей, не делайте её частью своей личности, помните о том, что чаще всего люди проецируют на нас свои же личные комплексы;
✔️ Следуйте принципам "self-care". Заботьтесь о себе, делая вещи, которые приносят радость, восполняют ваши силы. Поддерживайте своё психическое, эмоциональное и физическое здоровье;
✔️Отстаивайте свои личные границы, следите за их соблюдением, и помните о границах окружающих;
✔️Обязательно чаще хвалите себя, даже за достижения, которые кажутся вам небольшими;
✔️ Отделяйте свою личность от своей профессиональной деятельности. Ваша личность и опыт не сжимаются до размера вашей работы и её результатов;
✔️ Разрешите себе заниматься тем, что нравится именно вам, тем, что приносит удовлетворение;
✔️ Учитесь замечать радостные события, ведите дневник успехов и благодарности.
☑️ Эти методики могут показаться вам незначительными, но это не так, постепенно вы будете формировать новые навыки, позитивные установки, и это значительно улучшит качество вашей жизни.
Помните, что вы уникальная личность с огромным потенциалом и возможностями. Полюбите себя, проявите себя, и мир увидит вас и полюбит.
Завершить сегодняшнюю статью хотелось бы цитатой Ирвина Ялома.
♦ Автор статьи Семёнова Елена Алексеевна — магистр психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии, арт-терапевт.
Нажмите здесь, чтобы записаться на консультацию к Елене ☑️
♦ Корректор / редактор — Виктория Харланчук
Спасибо, что читаете наши статьи!
Информация, предоставляемая на сайте, носит исключительно ознакомительный характер, не занимайтесь самолечением и самодиагностикой. В статье использована информация из открытых источников, научных публикаций и научных справочников.
Хотите дополнить информацию в статье, возразить или указать на неточность? Мы приветствуем адекватные комментарии, предложения или возражения. Делитесь своим опытом по вопросу статьи и своими мыслями, ведь из ваших комментариев и формируется наш сайт!
Самооценка. Как научиться себя любить? — ZDRAVBUD.NET ZDRAVBUD.NET
похожие статьи