Главная / ЗДОРОВЬЕ / Обида и гнев 

Обида и гнев 

Время на прочтение: 6 минут(ы)

Обида и гнев 

Вдвойне тяжелее переносить обиды со стороны тех людей, от которых мы всего менее вправе ожидать их / древнегреческий поэт Эзоп

Неожиданные события, кризисные ситуации, словно сильная турбулентность сталкивают людей, и тогда каждый человек начинает проявлять свои негативные чувства и неосознанные реакции. У всех с детства сформирована индивидуальная модель поведения и свои реакции на какие-либо события.

Люди социальные существа, которым нужны здоровые отношения с другими людьми. Любой может обидеться, но зачастую обида используется людьми с целью манипуляции, что является детской, инфантильной реакцией. Из позиции взрослого осознанный человек реагирует иначе. 

Обиды, на длительное время поселившиеся внутри, вызывают не только физические болезни, о чём мы уже писали в этой статье (нажмите, чтобы прочесть), но и провоцируют явные психологические проблемы, разрушающие нервную систему человека. Подобные чувства часто трансформируются в аутоагрессию, в неожиданные вспышки гнева, озлобленность, нетерпимость, ревность, зависть. 

Большинство людей, осознанно или подсознательно, боятся обидеть других, потому что есть страх того, что обидят их, а они не хотят быть обиженными. 

В сегодняшней статье мы подробнее хотели бы разобрать два чувства: обиду и гнев.

Обида и гнев 

Избавляйтесь от иллюзий, и не наделяйте людей качествами, которыми они не обладают. Очень помогает осознание народной мудрости: "Чтобы сильно не разочаровываться, не надо сильно очаровываться".

☑️ Не очаровывайтесь и тогда не разочаруетесь. Учитесь принимать людей такими, какие они есть, без истерик принимать разные мнения, вы не обязаны соглашаться, но все люди имеют право на своё мнение.

Феномен обиды связывают с субъективными переживаниями личности, и с механизмом неподтверждения ожиданий относительно поведения другого человека. Обида как эмоциональная реакция на несправедливое отношение к себе появляется тогда, когда человек чувствует, что его незаслуженно унижают и задевает его гордость. Такое бывает в случаях оскорблений, обмана человека, неоправданных обвинений и упрёков в его адрес. 

Нередко обида переживается крайне остро, в виде гнева, что приводит к агрессивным действиям. Многие люди, пережившие сложные и травмирующие события, не видят другого выхода, кроме как перенести свой гнев и обиду на других людей, пусть даже на незнакомцев, а может и на самых близких.

Цицерон говорил, что оскорбление способно принести боль, которую с трудом вынесут мудрейшие и лучшие люди. Обида действительно вызывает сильную душевную боль и огорчение. Она может оставаться затаенной, может постепенно проходить, со временем, либо наоборот привести тому, что обидчику захотят отомстить. Нередко обида переживается остро, проявляясь в виде гнева и ведёт к агрессивным действиям.

При стойком чувстве собственной неполноценности, человек часто и много обижается, он живёт этими обидами, подпитывается ими, постоянно их переживает, погружается в эту драму. Такие люди имеет склонность к манипулированию другими и проживанию классической роли «жертвы», тем самым пытаясь оправдать своё поведение. 

Формы обид

1) Иногда человек может быть склонен к обидчивости, он везде видит умышленное оскорбление, и оскорбляется. В этом случае следует отследить связи и выявить причину таких мыслей, попробовать вспомнить моменты из жизни, когда подобная обида явилась для человека чем-то существенным и имела негативные последствия. Возможно сегодняшняя ситуация напомнила что-то из прошлого негативного опыта, и произошёл перенос прошлых событий на настоящее.

2) Если же огорчение возникло из-за несбывшихся ожиданий, это опять приводит к тому, как важно осознать, что другие люди не будут действовать именно так, как мы того желаем, и научиться принимать это во внимание, не пытаясь изменить другого человека или навязать кому-то что-то насильно, если того не желают. В таких ситуациях срабатывает механизм когнитивных искажений. Кажется, что другие люди должны знать то, что мы от них ожидаем. Но на деле оказывается совсем иначе. Не все умеют видеть изменения в настроении другого человека, не все умеют считывать эмоции, понимать какие-то намёки. Поэтому так важно всё проговаривать напрямую и обязательно вслух и в спокойном тоне. 

3) Отслеживайте свои мотивы и обиды. Если вы обижены на то, что сочли обдуманной нелюбезностью, то необходимо спросить себя, кто же в действительности причинил вам вред горьким чувством. Если углубиться в это, то можно обнаружить, что вред вы получили от себя самих, а не от того, кто вас обидел. 

Подумайте о том, насколько долго вы готовы прокручивать обидные мысли в голове, готовы ли тратить на них свои собственные силы и энергию? Если только вы не относитесь к людям, которые живут за счёт энергии от обид. Найдите то, на что вы можете переключить своё внимание, и пусть это будет что-то полезное.

Если вы застряли в роли обидчика и в состоянии обиды

Ответьте на вопросы:

⦁    Что вы могли сделать такого, что обидело другого человека? Даже если вам кажется, что ничего, копайте глубже, ищите этот ответ.
⦁    Почему вы сделали то, что обидело другого?
⦁    Подумайте о возможных последствиях и причинённом вашими словами или действиями ущербе. Было ли это временным ущербом?
⦁    Бывали ли моменты, когда вы были несправедливы, жестоки, лицемерны, эгоистичны или сознательно наносили вред другому человеку, людям?
⦁    Или может быть, вы придаёте слишком большое значение тому, чего другие совершенно не замечают?

Отдельное внимание стоит уделить процессу прощения и отпускания всех обид. На самом деле вы не обязаны прощать всех, но вы можете отпустить это чувство, не проживая его ежечасно и ежедневно. В реальности, в большинстве случаев обиженный человек скорее всего не захочет прощать и даже не попытается это сделать. Лишь будет подпитывают свою боль, отчаянье и тоску, и воспроизводить снова и снова травмирующее событие в голове, и проявлять гнев во вне. Учёные и психологи считают, что подавление обиды углубляет эмоциональную травму, а процесс прощения способен переключать нейронных связи, уменьшая стресс и последствия травмы, и активирует области в префронтальной коре головного мозга, связанные с решением проблем. 

В этом может помочь достаточно популярная и действенная техника письма, в которой можно выразить любые свои обиды на бумаге, дописав в конце фразу о том, что вы прощаете своего обидчика.

Помимо этой техники можно использовать для проработки данного чувства вопросы, которые приведены ниже ⬇️

Обида и гнев 

 

Обида и гнев 


 
Техника позволяет осознать свои мотивы, чувства и стратегии совладания с обидой.

О гневе

Понятие «гнев» синонимично понятиям «негодование», «возмущение», «злость», может быть истинной эмоцией, например при нанесённом человеку оскорблении;

Гнев — отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, как правило, проте­кающее в форме аффекта, и вызываемое резким возникновением серьёзного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта по­требности. 

Негодование ненатурально и сдавленно выражает страх. Многие из нас выражают гнев, хотя на самом деле чувствуют сильную обиду и боль. Гнев может быть вызван личным оскорблением, обманом и другими моральными причинами, особенно, когда они внезапны и неожиданны для субъекта. Гнев может зарождаться постепенно из цепочек негативного поведения, когда двое людей становятся на тропу взаимных обвинений (т.е. когда возникает ситуация «слово за слово»).

Существует перечень провокационных высказываний и действий, которые могут спровоцировать это чувство. Вы можете ознакомиться с перечнем ниже и выбрать для себя самые трудные ситуации для принятия. Понимание ситуаций, вызвавших реакцию, позволяет работать со своим состоянием в моменте.

Обида и гнев 

Эмоции фрустрации

Фрустрация —  расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд) используется в двух значениях:

⦁    акт блокирования или прерывания поведения, направленного на достижение значимой цели (т. е. по каким-то причинам не могу добиться желаемого);
⦁    эмоциональное состояние человека, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо сильной потребности, упреков со стороны.

Возникновение сильных эмоций: враждебность, гнев, вина, досада, тревога.

Фрустратором выступает непреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной им цели. Фрустрацию вызывают и внутренние конфликты и внешние. 

Конфликт может вызвать слабую фрустрацию, когда при любом выборе человек всё же останется в выигрыше, или же, когда у есть две или больше привлекательные цели, но их невозможно достичь одновременно на данный момент.

«Проблема выбора» у цели есть как положительная, так и отрицательная сторона (хочется съесть булочку или пирожное, но не хочется толстеть, и т. п.)

Человек уступает желанию, но затем появляется опасение в связи с возможными неприятными последствиями, и по мере приближения к цели эта негативная тенденция усиливается. и может привести к полному отказу от достижения цели. При этом типе конфликтов фрустрация бывает средней силы.

Существуют и другие ситуации, например, когда человеку приходится выбирать из двух непривлекательных перспектив; при любом выборе он окажется в проигрыше, поэтому фрустрация при этом типе конфликта бывает самой сильной, и частой реакцией является попытка бегства от неё, а при отсутствии такой возможности, возникает гнев.

Всё это может привести к появлению особого типа личности — хронически фрустрированному, вечно недовольному, обиженному человеку.

✔️ Важно понимать, что гнев и обиду нельзя подавлять, их нужно учиться проживать экологично и трансформировать во что-то созидательное и полезное. Подавленный, застывший внутри гнев воздвигает во между человеком и другими людьми невидимые стены, разрушающие взаимоотношения. Учитесь определять свои истинные чувства, эмоции и состояния, называть их, учитесь навыкам совладания с деструктивными проявлениями в самых разных ситуациях.

⚠️ Если вы сами уже не можете справляться с фрустрацией и гневом, не знаете, как дать выход этим чувствам, обратитесь к специалисту. 

Для самостоятельной проработки темы гнева могут быть полезны следующие вопросы. Они позволяют выделить и те ситуации, в которых был положительный опыт проживания эмоционального состояния.

Обида и гнев 

Автор статьи Семёнова Елена Алексеевна — магистр психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии, арт-терапевт.    

Нажмите здесь, чтобы записаться на консультацию к Елене ☑️

Корректор / редактор — Виктория Харланчук

  Спасибо, что читаете наши статьи!
 

Информация, предоставляемая на сайте, носит исключительно ознакомительный характер, не занимайтесь самолечением и самодиагностикой. В статье использована информация из открытых источников, научных публикаций и научных справочников.

Хотите дополнить информацию в статье, возразить или указать на неточность? Мы приветствуем адекватные комментарии, предложения или возражения. Делитесь своим опытом по вопросу статьи и своими мыслями, ведь из ваших комментариев и формируется наш сайт! 

Обида и гнев  — ZDRAVBUD.NET ZDRAVBUD.NET

Источник

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Счетчик PR-CY.Rank