Знаменитости

Максим Матвеев для HELLO.RU: о секретах крепкого брака, стереотипах и клоунаде, которая спасает жизнь

С 9 по 12 июня в Ясной Поляне пройдет международный театральный фестиваль «Толстой Weekend». Максим Матвеев примет в нем участие — выйдет на сцену в спектакле «Дьявол», основанном на одноименном произведении классика. Мы встретились с Максимом в Москве незадолго до фестиваля, чтобы расспросить его об отношении к Толстому, работе на одной площадке с женой и внутреннем самоощущении, которое не совпадает с оценкой зрителей.

Максим, спектакли, которые будут показаны в рамках фестиваля «Толстой Weekend», будут проходить под открытым небом. Вам впервые придется играть в таких условиях?

Нет, уже был опыт проведения спектакля под открытым небом в Японии. Мы вывозили спектакль «Король Лир», созданный Тадаши Сузуки, к режиссеру на родину и играли в открытом пространстве. Должен сказать, это любопытно, так как природа в каком-то смысле очень помогает — создает особую атмосферу. 

На фестивале вы представляете спектакль о том, как моральная гибель человека неизменно приводит к гибели физической. Более того, считается, что эта повесть автобиографична для Толстого. Как вам работалось над ролью?

Льву Николаевичу Толстому как человеку тонкого душевного склада было свойственно размышлять о морали в жизни людей. Считается, что он писал роман «Дьявол», отталкиваясь от собственных воспоминаний и статьи в газете о дворянине, который убил крестьянку и покончил с собой, бросившись под поезд. Впечатлившись трагической историей, автор выплеснул свои переживания в роман, но испугался гнева жены и спрятал черновики в обшивку кресла, где они и пролежали больше 10 лет. Когда Софья Андреевна нашла произведение (именно она занималась внесением правок в произведения мужа), то устроила писателю большой скандал. В итоге данная повесть дошла до читателя в первозданном виде без единой корректировки. Там есть определенного рода повторы в предложениях, тавтологии, которые мы, кстати, стараемся использовать в спектакле. 

Мой герой мучается и не может принять решение в сторону той или иной женщины только потому, что обладает достаточно высоким уровнем морального воспитания. Нет, мой герой не смешон. Напротив, ему можно посочувствовать, так как он был настолько увлечен своими честолюбивыми планами на жизнь, что пропустил ее чувственную сторону. Из-за того, что он не отнесся внимательно к чувствам, которые его влекли к крестьянке, возникла череда лжи по отношению к близким людям, выбраться из которой оказалось очень сложно. По сути, это произведение несет в себе много смыслов: оно не просто об измене и не о том, как делать хорошо, а как плохо. У повести более глубокие и объемные смыслы: нужно быть внимательнее к своим чувствам и к чувствам окружающих, ведь именно недосказанность и ложь могут привести к фатальным последствиям. Моему герою страшно признаться жене, что он не чувствует к ней того, что он себе придумал и в чем ее убедил. На мой взгляд, в самом конце он выбирает единственный возможный для себя выход, потому что боится сделать больно жене. В голове моего героя только одна формула: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Можно сказать, что помещик «приручил» свою жену, только вот быть с ней не может. Именно поэтому нельзя сказать, сдался герой или выиграл — это должны решить зрители. Такой сценарий вполне возможен в современном обществе, стоит только почитать светские хроники. Совестливые люди и те, кто искренне переживает за своих близких, есть вокруг нас.  

Играть эту историю там, где она была написана, наверное, очень ответственно?

В этом есть определенная знаковая составляющая. Я думаю, это поможет нам, актерам, и даст спектаклю новое дыхание.

Это не единственный герой Толстого, которого вам приходилось играть, ведь был еще Вронский в «Анне Карениной». Как вам кажется, есть в этих героях что-то общее? 

Безусловно. И в произведениях есть общее — в виде размышлений на тему семейных ценностей и страстей. Все поступки и ошибки, которые главные герои романов совершают в зрелом возрасте, имеют начало в детстве. Не случайно при знакомстве читателя с каждым из них Лев Николаевич описывает то, в какой семье они родились, показывает, говоря современным языком, бэкграунд, который несут Вронский и Иртеньев.

В сериале «Анна Каренина» вы снимались вместе с женой Елизаветой Боярской, как это было?

Это был прекрасный опыт! Взаимоотношения Анны и Вронского являются очень интимными. Лев Николаевич очень точно и очень тонко описывает отношения этих двух людей, ярко обрисовав те моменты, которые могут происходить только с людьми, находящимися в тесной связи. Если бы на месте Лизы была другая актриса, это был бы другой фильм, он был бы по-другому сыгран, по-другому сработан. На тот момент нашей личной жизни у нас с Лизой уже было доверие, поэтому мы не проходили процесс партнерского привыкания. У нас были заложены связи взаимопонимания, что дало фильму определенный вкус и градус. С Лизой было легко, потому что она феноменальная актриса и феноменальная партнерша. Что касается сложностей, я не привык расставлять такие приоритеты относительно своей работы, это был, скорее, азарт, интерес в постижении своих персонажей. 

Тему семьи в произведениях Толстого можно назвать ключевой. По вашему мнению, в чем секрет благополучной семейной жизни? 

Ну, мне сложно сказать, я еще не прожил столько, сколько прожил Лев Николаевич. (Улыбается). Но, по моему мнению, секрет в принятии, во взаимопонимании, в работе над собой и над тем, чтобы не выставлять свои эмоции и свои страсти на первый план, а быть внимательным к тому, что чувствует и испытывает партнер. На этом строятся понимание, уважение, продолжительные отношения и любовь. 
  
Вы считаетесь одним из самых красивых актеров российского театра и кино. Вам важен такой «титул»? Он мешает или помогает в работе?

У людей есть особенность — им свойственно расставлять стереотипы, потому что так легче живется. Люди делят — это белое, это черное, и когда все поделено, им понятнее, как дальше действовать. То же самое и про «это красивый актер». Я отношусь к этому как к некой природной данности, за которую я благодарю вселенную, родителей, генетику и природу. В моем случае внешность — инструмент, которым нужно уметь пользоваться и менять под те или иные роли. Я не сталкиваюсь в жизни со статусом «красавчика», ко мне относятся, как к актеру и профессионалу своего дела, который готов ради роли себя поменять. 

Критики считают, что вы сделали резкий шаг с театральной сцены на большой экран, миновав эпизодические роли и начав работу сразу с главных ролей. Те же критики положительно оценивают ваши киноработы. А сам Максим Матвеев собой доволен?

Ну как вам сказать, я, естественно, самокритичен. Ведь если не подвергать критике и сомнениям то, что ты делаешь, то куда же расти потом? Если нет сомнений относительно правильности выбора роли, сыгранности сцены, можно сразу идти на кладбище и ложиться в могилу со словами: «Я доволен собой». Написать это на надгробном камне и на этом, собственно, успокоиться. Думаю, самокритика и самоирония позволяют расти дальше, развиваться, постигать свою профессию, жизнь, в конце концов. В этом есть определенный прогресс.    
Помимо кино и театра важную роль в вашей жизни занимает работа в благотворительном фонде «Доктор Клоун», который способствует развитию в нашей стране больничной клоунады для детей. Как обстоят дела в фонде?

Прекрасно, на мой взгляд. У нас есть свой спектакль «Снежная королева», который был создан в союзе с театром Олега Табакова. Спектакль рассчитан только на показ в больницах. Он имеет определенную продолжительность, не больше того времени, которое дети могут потратить на спектакль, выйдя из отделения. Произведение «Снежная королева» выбрано не случайно, потому что в нем есть замечательная идея: в какие бы жизненные обстоятельства ты не попал, что бы с тобой в жизни не случилось, как бы тяжело тебе не было, всегда найдется тот, кто придет к тебе на помощь.  

Больничная клоунада появилась больше 30 лет назад в Нью-Йорке, а сейчас с ее помощью помогают детям во всем мире. В Израиле, например, существует факультет докторов-клоунов на базе института Хайфа. Во Франции в прошлом году был принят закон, согласно которому лечение ребенка не может обходиться в детских отделениях без присутствия доктора-клоуна. Мы стараемся развивать эту практику в России. Сейчас наши доктора-клоуны обладают уникальным набором знаний. У нас есть школа докторов-клоунов, куда мы набираем новых волонтеров.

Доктор-клоун шутит и лечит, ребенок получает положительные эмоции и быстрее идет на поправку. Для меня лично мотивирующей мыслью является то, что если моя профессия актера, которой я учился 7 лет, может принести такой результат, этим обязательно нужно заниматься.

Источник

Показать более

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 9 =


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Счетчик PR-CY.Rank
Close