Культура

Как стать Паваротти. Рецензия на биографический фильм о легендарном теноре

В российский прокат выходит документальный фильм Рона Ховарда «Паваротти» — подробная биография знаменитого оперного певца и пособие для начинающих звезд оперной сцены.

Кинобиографии известных музыкантов появляются часто, но почти всегда их героями становятся легенды популярной музыки — как, например, Фредди Меркьюри в недавней «Богемской рапсодии» или Элтон Джон в совсем свежем «Рокетмене». Про оперных певцов, разумеется, ленты тоже снимали — в основном документальные, которые и показывали на тематических телеканалах и, фактически, для поклонников их творчества.

Режиссер Рон Ховард решил сделать невозможное — снять об оперном певце документальный фильм, которая будет на равных соперничать с лидерами проката. Задача трудная, но не невозможная, тем более что Ховард часто делал фильмы, основанные на реальных событиях — «Аполлон 13», «Игры разума», «Нокдаун», «Фрост против Никсона». Конечно, он не чурался и совсем другого кино — в его фильмографии есть, например, экранизации мистических романов Дэна Брауна и помощью с завершением сольного фильма о Хане Соло из «Звездных войн». В общем, Ховард режиссер весьма разносторонний. А в последние годы он увлекся документалистикой, причем документалистикой музыкальной.

Рок и опера Монсеррат Кабалье. За что певицу хотели посадить в тюрьму?

В 2013-м он снял «Made in America» («Сделано в Америке») — картину об одноименном фестивале, который организовал рэпер Jay Z; в 2016-м вышел «Битлз: Восемь дней в неделю» — эта лента о легендарной группе принесла Ховарду премию «Грэмми» и несколько престижных номинаций. А его третьим документальным фильмом о музыке стал байопик оперного певца Лучано Паваротти.

Обращение именно к Паваротти вполне оправдано: знаменитый итальянский тенор ничем не уступает Битлам по известности, а в чем-то ливерпульскую четверку и превосходит. Он смог стать популярным в годы расцвета рок- и поп-музыки, вывел оперное искусство за пределы театра — в парки и на стадионы, сделал классические арии не уделом избранных театралов, а массовым увлечением. В общем, добился того, чего не смогли добиться его предшественники. А заодно показал, каким должен быть оперный певец, если он хочет идти в ногу со временем.

Для «Паваротти» Ховард проделал огромную работу. Он сумел поговорить с родственниками и наследниками певца, а также с его коллегами, учениками и сотрудниками, и они которые рассказали массу интересного о том, каким был легендарный певец на сцене и за её пределами. В фильме участвуют две жены Паваротти — Адуа Верони и Николетта Мантовани, — три его дочери, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас (с ними Паваротти делал шоу «Три тенора»), рок-музыкант Боно из группы U2. И многие, многие другие — в картине приведены свидетельства более полусотни человек, лично знавших Лучано Паваротти. Рассказы дополняются архивными кадрами выступлений, домашними видео, фотографиями — и всё это позволяет проследить творческий путь певца и его личную жизнь от рождения в 1935 году и до смерти от рака в 2007-м.

Пусть лучше поёт. Из «Рокетмена» про Элтона Джона вырезали поцелуи и секс

Западные критики, правда, пожурили фильм Ховарда за излишнюю «отполированность» главного героя. Паваротти и в самом деле предстает в байопике излишне идеальным, словно многочисленные скандалы 90-х, связанные в том числе с разводом с первой супругой и женитьбой на совсем молодой девушке, возникли на пустом месте. Но Паваротти, которого представил зрителям Ховард, завораживает. В молодости он похож на растиражированный образ итальянского мафиози, потом он постепенно становится именно тем гением, которого запомнил весь мир. А в поздних видеоврезках можно увидеть совсем другого человека — сильно усталого и раздраженного тем валом негатива, который на него выплеснули недовольные фанаты.

Ховард ведет зрителя от одной вехи биографии певца к другой, ни на секунду не давая расслабиться. Но есть в картине несколько моментов, от которых просто захватывает дух — это исполнение девяти нот до второй октавы в опере Доницетти «Дочка полка» (за это его прозвали «королем верхних до») и первое выступление трех теноров (Паваротти, Доминго и Каррерас) в амфитеатре Рима.

Но в целом «полированность» легко объяснима. «Паваротти» — это не просто байопик известного (или легендарного) певца, хотя биографию Ховард излагает аккуратно, бережно и временами даже дотошно. Этот фильм, скорее, пособие «как стать звездой». До определенного момента уделом Паваротти — как и многих его коллег по оперной сцене — были арии в театрах. Театрах, конечно, престижных — вроде Ковент-Гардена, Ла Скала или Метрополитен Опера. Но лишь по настоянию менеджеров и промоутеров он вышел на совершенно другую аудиторию, начал давать сольные концерты, смог спеть, например, в Центральном парке Нью-Йорка для полумиллиона слушателей, и освоить популярные площадки, которые прежде принадлежали исключительно поп-звездам.

Либретто мыльных опер. О чем на самом деле поют в заставках сериалов?

Разумеется, Лучано Паваротти был великим тенором безотносительно выступлений на стадионах с рокерами, проекта «Три тенора» или масштабных благотворительных акций. Просто всё это вывело его на совершенно другой, недосягаемый для многих уровень. Так что, может быть, кто-то еще возьмет себе в менеджеры отъявленную «сволочь» (так в фильме) и вовремя ответит на звонок концертного промоутера, который предлагает спеть для непривычной аудитории и на непривычной, но точно не оперной сцене. На такое, конечно, способны не все. Как не все способны на то, чтобы стать Паваротти.

Источник

Показать более

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 4 =


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Счетчик PR-CY.Rank
Close